А. П. Чехов и П. И. Чайковский...
Так случилось, что, несмотря на значительную разницу в возрасте, пути двух гениальных русских художников пересеклись. История их личного знакомства хорошо известна. Взаимное притяжение, симпатия, уважение к творчеству и личности друг друга, планы сотрудничества (Чайковский предлагал Чехову написать либретто к опере, а Чехов в книге своих рассказов сделал дарственную надпись композитору: «Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста А. Чехова») - реальные свидетельства общности интересов, душевной и творческой близости великих современников. Еще при жизни писателя критики отмечали очевидную музыкальность чеховской прозы и драматургии. По свидетельству современников, именно музыка Чайковского оказывала на Чехова особенно глубокое воздействие. И не случайно. Обоим художникам была присуща особая деликатность, понимание самых тонких душевных чувств, переживаний, потребность и способность выразить в своих произведениях всю глубину и трагичность человеческих отношений. И еще одно качество было общим - ощущение одиночества, о котором писатель не без горечи говорил: «Одинокому - весь мир пустыня».
Чехов и Чайковский, разумеется, воспринимали мир по-разному, но при этом были, несомненно, близкими, «родственными» душами. Думается, только случайность помешала им реализовать совместные планы и замыслы.
И все же... все же... спустя сто с лишним лет оба этих имени сошлись на одной театральной афише.
«Драма на охоте» - балет, которого никогда прежде не было. Не было даже попыток хореографического воплощения истории любви судебного следователя Камышева и юной дочери лесника Оленьки Скворцовой.
Почему театр привлекло именно это, одно из самых странных, загадочных, «темных» произведений Чехова? Ведь сам автор никогда не вспоминал о нем, не включал ни в одно из прижизненных изданий, а исследователи его творчества до сих пор не могут определить, к какому, собственно, жанру оно относится - не то детектив, не то пародия на авантюрный роман, не то душещипательная мелодрама.
Так что же в таком случае заставило создателей балетного спектакля обратиться к «Драме на охоте»?
Прежде всего сложная, если не сказать парадоксальная драматургия, очевидная двойственность и глубина описанных Чеховым характеров и отношений. Главный герой Камышев - человек с большими странностями, обуреваемый страстями. В нем уживаются и азарт, и тяга к смертельному риску, наивность и неизбывный эгоизм, способность к сильным чувствам и неприкрытый цинизм. Отношения Камышева с Ольгой Скворцовой представляют собой не просто историю увлечения, закончившегося драмой, не банальный любовный многоугольник, а некий шифр, призванный предъявить нам нелицеприятную правду о сокровенных глубинах человеческого «я», - тайну, разгадку которой зрителю и читателю следует искать в самих себе. Кажущаяся простота чеховских текстов обманчива. Уже в этом раннем своем произведении А. П. Чехов начал задаваться вопросами, которые позже будут не только присутствовать, но и доминировать в его творчестве: жизнь и смерть, любовь и ненависть, вера и безверие, справедливость и рок... И не удивительно, что в наше время литературоведы сделали вывод, что чеховская «Драма на охоте» столь же сложна и многослойна, как «Повести Белкина» А. С. Пушкина.
Как видим, создатели спектакля поставили перед собой задачу высшей степени сложности - попытаться заново прочесть и интерпретировать раннее произведение А. П. Чехов, понять его героев, любящих, страдающих, фатально обреченных на трагическую развязку.