В 1816 г. Дж. Россини создал оперу, которая открыла ему путь в бессмертие. Это был "Севильский цирюльник".
Комедия П. О. Бомарше "Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность" (1775) неоднократно использовалась в качестве оперного сюжета. Так, огромную известность получила опера Дж. Паизиелло, поставленная в Петербурге в 1782 г. Решение 24-летнего Россини написать оперу на тот же сюжет было сочтено дерзостью. Предварительно молодой композитор обратился к Паизиелло за разрешением, и тот ответил люьезным согласием, не сомневаясь в провале оперы самонадеянного юнца.
"Севильский цирюльник" был написан по заказу римского театра "Аржентина" для исполнения во время карнавала. Сичмнение и инструментовка оперы заняли всего 13 дней. Произведение называлось "Альмавива, или Тщетная предосторожность". Первое представление закончилось оглушительным провалом. Исполнитель партии Альмавивы забыл взять с собой гитару во время представления, Дон Базилио зацепился за гвоздь и не мог тронуться с места, в довершение всего на сцену выбежала кошка и, ослепленная светом, заметалась в поисках выхода. Но, разумеется, все эти "случайности" были преднамеренными, как и резко враждебное поведение зрителей, сопровождавшее оперу с первых тактов. Сторонники Паизиелло и враги Россини, представители соперничающих антреприз устроили грандиозный скандал, невиданный в летописях театра. Этот скандал и сорвал спектакль (Россини спасся бегством после первого действия), но последующие спектакли принесли опере триумфальный успех. Гениальная музыка открыла новые пути в истории жанра комической оперы, в ней сочетаются дерзкая буффонада, лирика, драматизм, искрящееся веселье и сатира.
Впоследствии Россини - острослов и гурман - вспоминал" Я плакал в своей жизни три раза: когда на первом представлении провалилась моя опера "Севильский цирюльник", когда на лодочной прогулке упал в воду индюк, фаршированный трюфелями, и когда я слушал Паганини".