Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства. Русская и мировая живопись богата выдающимися примерами изображения человека - неиссякаемого источника творчества художника. Портрет – это один из самых распространенных жанров в живописи. Существуют два основных вида портрета: интимно-камерный и парадный. Каждый из них в процессе исторического развития претерпевал значительные изменения, но принцип художественно-образного отражения оставался неизменным. Следует отметить, что слово «интимный» (непарадный) означает глубоко личный, внутренний, сокровенный, однако из этого не следует, что интимность в портрете означает изоляцию личности от окружающего мира. Окружение, среда, в которой существует человек, дополняет и обогащает наше восприятие, передавая образу то глубоко личное, что художник вкладывает в портрет.
Серебряный век – это время поиска нового художественного языка, и в портретах этого времени отражён этот поиск. К наиболее значительным портретным произведениям начала века в собрании музея, принадлежат остро индивидуальные портреты Н.Д. Кузнецова, Н.Н. Беккера, А.И. Мухина. А.Я. Головина. Произведения С.Ю. Жуковского «В комнатах» и Н.А. Касаткина «Задумавшаяся женщина» раздвигают привычные рамки портрета: в них модель связана с окружающей средой единым настроением, что обогащает и усложняет образное восприятие. В работах А.А. Бучкури « Крестьянки» и И.С. Горюшкина-Сорокопудова «Девушка в вологодском костюме» отразились поиски народных основ в искусстве, утверждение национального идеала. Их работы красочны, полны оптимизма и свежести восприятия. В «Автопортрете» Е.С. Кругликовой и «Портрете цыганки» Р.Р. Фалька цвет становится одним из важнейших факторов эмоционального воздействия образа, активно способствует выявлению индивидуальной неповторимости и внутреннего состояния портретируемого.